Домой Новости Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеров

Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеров

23
0

Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеровСовременные техномиллиардеры утверждают, что они — новые научные фантасты, которые приведут нас в светлое будущее. Но научная фантастика, к которой они апеллируют, была антиимпериалистической и антикапиталистической. Профессор истории Гарварда и исследователь корпораций Джилл Лепор рассказал The New York Times, какие уроки фантастики неправильно поняли технократы.В конце октября Билл Гейтс (чистые активы — $138 млрд) отметил свое 66-летие в бухте у побережья Турции. В ходе празднеств он доставлял гостей со своей яхты на пляж частным вертолетом. По сообщениям местных СМИ, в числе приглашенных был Джеф Безос (чистые активы — $197 млрд), который после вечеринки вернулся на собственную яхту (но не на ту суперяхту ценой $500 млн, которую он сейчас строит).Самого богатого человека на планете, Илона Маска (чистые активы — $317 млрд), среди гостей не было. Он, вероятнее всего, был в это время в Техасе, где его компания SpaceX готовилась к запуску ракеты. Марк Цукерберг (чистые активы — $119 млрд) также не приехал, однако на следующий день после вечеринки Гейтса он объявил о планах создания метавселенной, виртуальной реальности, которая позволит пользователям в обличии аватаров посещать вечеринки на отдаленных островах в Эгейском море, плавать на яхте и летать на ракете, прямо как богачи.Метавселенная — это одновременно олицетворение тревожного поворота в истории капитализма и попытка отвлечь внимание от него. Техномиллиардеры строят новый вид капитализма: маскизм. Маск, который любит потроллить своих конкурентов, поднял на смех инициативу Цукерберга.Но как метавселенная, так и путешествия на Марс и Луну — это характерные проявления маскизма, оторванного от земли вида капитализма, в котором стоимость акций определяется не столько прибылью, сколько фантазиями, позаимствованными из научной фантастики.Термин «метавселенная» был впервые использован в романе Нила Стивенсона, написанном в 1992 году, но сама идея намного старше. Под названием голопалуба она фигурирует в научно-фантастической медиафраншизе «Звездный путь», от которой в детстве фанател Безос. В прошлом месяце он даже отправил в космос актера Уильяма Шетнера, сыгравшего в сериале роль капитана Кирка.Начитавшись историй о создании новых миров в детстве, нынешние миллиардеры имеют достаточно средств, чтобы сегодня воплотить эти истории в жизнь. Все мы оказались заложниками их фантазий.Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеровПарадоксально, но в основе маскизма лежит антикапиталистическая литература. Через свою компанию Amazon Studios Безос пытался экранизировать цикл «Культура» шотландского писателя Иэна Бэнкса. Цукерберг включил цикл романов в список книг, которые должен прочитать каждый; а Маск однажды написал в твиттере: «Чтобы вы знали, я — анархист-утопист, один из тех, о которых писал Иэн Бэнкс».Однако Бэнкс был социалистом. В 2010 году, за три года до своей смерти, он дал интервью, в котором назвал героев цикла «Культура» «вооруженными гипероружием хиппи-коммунистами, которые испытывают отвращение к рынкократии и к алчностизму».Он также выразил недоумение тем, что некоторые видят в его книгах восхваление свободного рынка и либертарианства. «Неужели эти люди не заметили отсутствия частной собственности и денег в романах цикла?» — сказал он.Возможно, все эти ссылки миллиардеров на научную фантастику — пустая болтовня и заигрывание с публикой. Однако речь всё же идет об очень умных людях. К тому же всё указывает на то, что они действительно читали эти книги.Гейтс здесь стоит особняком. «Меня не интересуют полеты на Марс», — сказал он прошлой зимой. Гейтс зачитывался научной фантастикой в детстве, но затем потерял к ней интерес.Складывается впечатление, что маскизм основан на неверном прочтении фантастических текстов.Маскизм берет начало в Кремниевой долине 1990-х годов. Именно тогда Илон Маск бросил докторантуру в Стэнфорде и основал свою первую компанию, а затем и вторую, X.com. По мере того, как про́пасть между богатыми и бедными увеличивалась, амбиции обитателей Кремниевой долины становились всё более грандиозными. Google учредила подразделение под названием X, задачей которого было «решить самые сложные глобальные проблемы».Технокомпании заговорили о своей миссии: преобразовать рабочий процесс, соединить всех жителей Земли, сделать мир лучше и спасти планету. Крупнейшие частные предприятия эпохи маскизма одержимы борьбой с масштабными катастрофами и изменениями климата, и особенно — с загадочными «экзистенциальными угрозами», спасти нас от которых могут только техномиллиардеры.Еще одно влияние маскизма — это технократическое движение, зародившееся в Северной Америке в 1930-х годах и возглавляемое дедушкой Маска, рьяным антикоммунистом Джошуа Норманом Халдеманом. Как и маскизм, технократия была вдохновлена научной фантастикой и основана на убеждении, что технологии могут решить все политические, социальные и экономические проблемы. Технократы не доверяли политике, капитализму и деньгам. Они также выступали против имен: один технократ на съезде представился как 1×1809×56. Младшего сына Илона Маска зовут X Æ A-12. Дедушка Маска был искателем приключений. В 1950 году, за два года до установления апартеида, он перевез семью из Канады в Южную Африку. В 1960-х годах Южная Африка преподносилась как богатый, залитый солнцем рай для белых людей. Илон Маск родился в Претории в 1971 году. (Ясности ради, Маск родился при апартеиде и не был его сторонником. Он покинул Южную Африку в возрасте 17 лет, чтобы избежать призыва в насаждавшую апартеид армию.)В подростковом возрасте он прочитал «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Первую ракету SpaceX, которая отправится на Марс, он планирует назвать «Золотое Сердце» — в честь корабля из книги.В «Автостопом по галактике» нет метавселенной, но есть планета Магратея, обитатели которой строят огромный компьютер, чтобы спросить его о «жизни, Вселенной и всем остальном». Через несколько миллионов лет компьютер дает ответ: «Сорок два». По словам Маска, книга научила его, что «если правильно сформулировать вопрос, ответ найти просто».Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеровНо это не единственный урок, который можно извлечь из романа Адамса. Изначально Адамс написал «Автостопом по галактике» как радиопостановку для BBC Radio 4. Начиная с 1978 года она транслировалась по всему миру — в том числе и в Претории.«Давным-давно, в седой древности, в старые добрые времена Галактической империи, жизнь была полна событий и в основном свободна от налогообложения, — начинается один из первых выпусков. — Многие, разумеется, сказочно разбогатели, но в этом не было ничего противоестественного или зазорного, ибо беден, по сути, не был никто — по крайней мере, никто из достойных упоминания».«Автостопом по галактике» критикует экономическое неравенство. Эта традиция в научной фантастике восходит к антиутопиям социалиста Герберта Уэллса. Ранняя научная фантастика возникла в империалистическую эпоху. Истории о путешествиях к другим мирам были преимущественно историями о Британской империи. Как говорил сам Сесил Родс: «Если бы я мог, то аннексировал бы другие планеты».Лучшие образцы ранней научной фантастики критиковали империализм. В начале своего романа «Война миров» (1898), повествующего о захвате Земли марсианами, Уэллс говорит о захвате Тасмании Британской империей: «Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеянной иммигрантами из Европы. Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?»Дуглас Адамс был для Южной Африки тем же, кем Герберт Уэллс был для Британской империи. В 1973 году Генеральная ассамблея ООН осудила апартеид и объявила о его противоречии международному законодательству. Три года спустя южноафриканская полиция открыла огонь по нескольким тысячам чернокожих школьников, протестовавших против введения обучения на языке африкаанс в городе Соуэто. Это событие широко освещалось BBC.Адамс написал «Автостопом по галактике» для BBC в 1977 году. Книга осуждает сверхбогатых, которые основывают колонии на других планетах при помощи своих частных ракет.«Неизбежно самым богатым и преуспевающим жизнь начинала казаться скучной и мелочной, и они думали, что виной тому было несовершенство миров, в которых они жили, — говорит рассказчик. — В каждом было что-нибудь не так: то климат был нехорош ближе к вечеру; то сутки на полчаса длиннее, чем нужно; то море имело не тот оттенок розового цвета. Так были созданы условия для появления совершенно новой отрасли промышленности — планетостроения».Человечество в заложниках фантазий техно-миллиардеровИменно такие планы вынашивают Безос и Маск. Если бы они могли, то аннексировали бы другие планеты. Дуглас Адамс написал «Автостопом по галактике» на ручной пишущей машинке Hermes, которую украсил наклейкой, гласящей: «Конец апартеиду».Как эти люди могли настолько неверно интерпретировать прочитанное?Урсула ле Гуин однажды написала, что тема всех романов — это обычный человек со всеми его изъянами. Вирджиния Вульф называла такого человека «миссис Браун». Ле Гуин считала, что научная фантастика середины столетия — особенно книги Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна (двух авторов, которыми восхищаются Маск и Безос) — утратила из виду миссис Браун.Она опасалась, что научная фантастика «окажется заточена в огромных, сверкающих космических кораблях, бороздящих галактику». Эти корабли, писала она, «несут на борту героических капитанов в черно-серебристой униформе», «способны разнести на мелкие кусочки вражеские корабли и перенести многочисленных колонистов с Земли на неизвестные планеты»; неспособны они лишь на одно: «вместить миссис Браун».Будущее маскизма и метавселенной — реального и виртуального миров, создаваемых техномиллиардерами — также неспособно вместить миссис Браун. Миллиардеры, не понимающие ни литературу, ни историю, не в состоянии даже представить этого человека. Пришло время кому-то выпустить наклейку, гласящую: «Покинуть метавселенную».